ГАПОУ НСО «Новосибирское училище (колледж) олимпийского резерва»
Вход и регистрация Версия для слабовидящих

Информация  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КРЕДИТ

Новосибирь

Министерство ФКиС НСО
Департамент физической культуры и спорта Новосибирской области

Министерство спорта Российской Федерации
Министерство спорта Российской Федерации

Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России)
Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России)

   
Парапланы По большинству важнейших летных качеств параплан сильно проигрывает дельтаплану. Параплан - это сверхлегкий планер-паритель, по конструкции аналогичный планирующему парашюту. Параплан максимально прост в пилотировании и обслуживании. Он доступен практически каждому здоровому человеку. Полный вес параплана от 6 до 20 кг, в собранном виде он помещается в среднем рюкзаке, а подготовка к полету занимает всего 5 минут. Взлететь на нем можно с любого холма, сесть на очень ограниченные площадки. Полет на параплане дает непередаваемое чувство свободного полета, без преград в виде кабины, иллюминаторов или стекла фонаря. Используя восходящие потоки, на параплане можно часами летать под облаками, покрывая десятки и сотни километров без единой капли горючего. А в сочетании с парамотором параплан становится маленьким самолетом, который помещается в багажнике, а взлететь может с любой поляны. Параплан - это самая простая и демократичная, но все же настоящая авиация.

Внешне параплан похож на парашют типа "крыло", но парашют имеет прямоугольную форму, а параплан - эллипсовидную. Параплан намного длиннее парашюта, то есть имеет намного большее удлинение купола. У параплана гладкая аэродинамически чистая поверхность с небольшим количеством тонких строп, а парашют состоит из небольшого числа секций и поэтому не имеет такой гладкой поверхности. Площадь параплана больше площади парашюта.

Парашют предназначен для прыжка с самолета, замедления скорости падения и мягкой посадки на землю. Конструкция параплана не рассчитана на раскрытие из свободного падения, поэтому используются более легкие и жесткие материалы, обеспечивающие ему более чистые аэродинамические формы. Параплан своими аэродинамическими качествами скорее похож на планер и дельтаплан, а старт происходит с горы или холма. Параплан действительно летит, а не падает вниз. Скорость снижения у современных парапланов меньше 1 м/с, а на метр снижения параплан пролетит в горизонтальной плоскости 7-10 метров, то есть имеет аэродинамическое качество 7-10 единиц. У парашюта же при этом качество 2-4 единицы и минимальная скорость снижения не менее 4 м/с. Параплан - паритель. Это значит, что при благоприятных погодных условиях (наличие восходящих потоков), пилот может часами оставаться в воздухе, набирать высоту, совершать маршрутные полеты. Параплан - младший брат планеризма и дельтапланеризма, поэтому уместнее его сравнивать с ними.

Вес параплана - 5-8 кг (+вес подвесной системы ~5-10 кг), он помещается в рюкзак и готов к взлету через 5 минут после прибытия на место. Начальный курс обучения проходится за 5-7 занятий, причем ученик за это время вплотную подходит к парящим полетам. Также, во время обучения, когда ученик совершает полеты сверху вниз, ходить пешком в горку с парапланом намного легче, чем с дельтапланом. А простое управление и небольшая скорость полета делают обучение на параплане намного менее травматичным, чем обучение на дельтаплане.

Дельтапланы Дельтаплан - сверхлегкий планер-паритель, с жесткой конструкцией, с балансирным управлением (перемещением тела пилот изменяет центр тяжести и создает необходимый крен). Так же как на параплане, на дельтаплане стартуют с ног. Вес дельтаплана 25-40 кг (+ вес подвесной системы ~5-10 кг), собирается он не менее чем за 30 минут, и перевозить его достаточно проблематично. Техника пилотирования дельтаплана сложнее, чем у параплана, поэтому требуется более длительное обучение. Требуется не менее 10-15 занятий, что получить базовые навыки пилотирования дельтапланом. При этом ученик тратит много физических сил, и обучение проходит не всегда безболезненно. Многочисленные ушибы и перенапряжения мышц - обычные проблемы при обучении на дельтаплане.

За последние 10 лет популярность парапланов значительно возросла, а былая известность дельтапланов потускнела на их фоне. Есть ли этому объективные причины или это просто веяние моды и лучшая рекламная политика коммерческих парапланерных школ? В этой статье мы попытаемся выявить объективные преимущества и недостатки обоих летательных аппаратов. Замечу, что мы летаем как на дельтаплане, так и на параплане и, несмотря на то, что на дельтаплане летаем заметно лучше, отнюдь не призываем летать именно на чем-то одном. Но нам кажется, что дельтапланы необоснованно «ущемлены в правах» и очень часто общеизвестная информация о них необъективна, а представление «в целом» осталось на уровне 80-х годов, хотя дельтапланы шагнули в своем развитии не меньше, чем парапланы, если не больше.

Так чем параплан лучше дельтаплана и что лучше летает?
Ответ на этот вопрос однозначен – дельтаплан. И чтобы не думали и не говорили на этот счет адепты парапланеризма, есть объективные доказательства. Аэродинамическое качество современных дельтапланов – 17-18, параплан – 8-9. И если вам скажут, что парапланы имеют качество 12 – не верьте, ибо это бред с целью повысить продажи определенного производителя парапланов.

Аэродинамическое качество – это, говоря простым языком, способность пролететь N километров (к примеру, 17) с высоты 1000 м. То есть коэффициент, отражающий дальность планирования по отношению к израсходованной высоте. Дельтаплан летит дальше. К тому же они летают значительно быстрее – максимальная скорость современного дельтаплана - 130 км/ч, параплан едва дотягивает до 70 км/ч и при этом становится весьма опасным - у него все время пытается подвернуться передняя кромка (т.е. он пытается сложиться).

Возможно, вы предположите, что парапланы лучше набирают высоту, потому что они легче? Нет, это не так. Способность набирать высоту зависит только от одного – от минимального снижения летательного аппарата. В этом отношении параплан и дельтаплан равны (у современных дельтапланов минимальная скорость снижения равна 0,7 м/с, у хороших парапланов примерно столько же).

Бытует мнение, что у параплана меньше радиус спирали вследствие меньших полетных скоростей, и они способны обрабатывать более узкие потоки. Это неверно. К сожалению, многие парапланеристы очень плохо знают аэродинамику. И забывают, что радиус спирали зависит не только от скорости, но и от угла крена. Дельтаплану нужен больший крен, чтобы «вписаться» в радиус спирали параплана, но если на дельтаплане при таком угле крена скорость снижения такая же, как у параплана при меньшем крене, то скажите – в чем он будет проигрывать? Доказательством этого служат бесчисленные примеры, когда дельтаплан и параплан набирают в одном потоке «в противофазе» (друг напротив друга в спирали).

Так в чем преимущество параплана перед дельтапланом в воздухе? По летным характеристикам – ни в чем. Параплан в воздухе по большинству важнейших параметров уступает дельтаплану. А планер, несмотря на то, что он намного тяжелее как параплана, так и дельтаплана, сильно превосходит по летным качествам их обоих.

Что безопаснее?
Прежде всего, надо понимать, что безопасность зависит скорее не от вида летательного аппарата, а от самого пилота, от того, насколько он трезво оценивает свои возможности и возможности своего аппарата. Другой вопрос, какой вид ЛА предоставляет больше возможностей и у какого больший диапазон допустимых метеоусловий. Тут явно лидирует дельтаплан.

В виду того, что у дельтаплана (который по своей конструкции больше похож на планер), в отличие от параплана (который конструктивно больше похож на парашют), жесткое крыло, которое не складывается в турбулентных условиях, дельтапланы более стабильны в воздухе и меньше подвержены «внешним воздействиям среды». Кроме того, дельтапланы быстрее летают, что увеличивает верхнюю планку ограничений на скорость ветра.

Парапланы имеют одни существенный недостаток - у них полностью гибкое крыло (там нет ни одного жесткого элемента), что приводит к тому, что в условиях сильной турбулентности крыло параплана складывается и дальше не летит, а падает. Но в оправдание современным парапланам надо заметить, что они умеют не только складываться, но и раскладываться в воздухе. То есть при умелых действиях (иногда и без них) пилот параплана может снова «разложить» крыло и продолжить полет. Вот только на это требуется запас высоты. Если высоты/времени недостаточно, то земля может оказаться раньше, чем пилот успеет разложить параплан.

Нельзя сказать, что с дельтапланами можно делать в воздухе все что угодно. В конце концов, имея должное упорство, дельтаплан можно просто сломать в воздухе. Но для этого требуются настолько «суровые» условия и термоядерная турбулентность, что парапланы не летают в такую погоду в принципе.

   
Рейтинг@Mail.ru