ГАПОУ НСО «Новосибирское училище (колледж) олимпийского резерва»
Вход и регистрация Версия для слабовидящих Обратная связь

Партнеры  

Департамент физической культуры и спорта Новосибирской области
Департамент физической культуры и спорта Новосибирской области

Министерство спорта Российской Федерации
Министерство спорта Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской Федерации
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

   
Роллер-дербиРоллер-дерби - женский контактный командный спорт, в котором гонки на роликовых коньках сопровождаются столкновениями и своеобразной борьбой. Высокая скорость, ужасные столкновения, жесткие правила - по сути совсем не женская игра, и на самом деле, это загадка, почему такая жесткая игра превратилась в чисто женский спорт. Этот спорт является частью молодежной рок-панк субкультуры.

Со стороны матч по роллер-дерби выглядит как гонки на роликовых коньках с применением хоккейных силовых приемов и элементов американского футбола (но без мяча). В игре широко используется блокировка корпусом. Хотя в роллер-дерби строго запрещены борцовские захваты и удары руками и ногами, сшибки корпусами представляют собой жесткую силовую борьбу. Недаром матч называется "схваткой" (bout), а основной элемент роллер-дерби - "сшибкой" (jam). Несмотря на то, что участие в драке карается штрафными санкциями, спонтанные драки на треке - далеко не редкость, ведь игра эмоциональная, контактная и ... женская.

Две команды роллерш, по 5 девушек в каждой, участвуют в так называемых " сшибках " длительностью до 2 минут. У каждой команды - одна "вышибала", три "блокировщицы" и одна "стержневая". По сути, вся команда работает на поддержку вышибалы, которая единственная может зарабатывать для команды очки.

Роллер-дерби Во время игры стержневая и блокировщицы формируют так называемую "шайку", которая начинает движение по первому свистку на 7 метров впереди вышибалы. Вышибала начинает забег по второму свистку.

Вышибалы должны пробиться сквозь шайку, сделать дополнительный круг, догнать ее еще раз и обойти каждую соперницу - в этом случае зарабатываются очки для команды. Блокировщицы и стержневые стараются задержать вышибалу из команды противников и помочь своей. Правила блокировки строго регламентированы, например, запрещено использовать руки и ноги для захватов и подсечек.

Правила игры Роллер Дерби


Роллер-дерби проводится на овальном треке между двумя командами.

Правила и соглашения


Период длится 20 минут, начиная с момента построения обеих команд на стартовых позициях.

Схватка (bout). Игра состоит из трех периодов. Выигрывает та команда, которая по истечении трех периодов получит наибольшее количество очков.

Команда (team). Каждая команда состоит из 12 женщин, из которых на треке может находиться одновременно не более пяти: центровая («pivot» – с полосатым нашлемником), три ащитницы (блокировщицы) («blockers» – без нашлемников) и одна вышибала («jammer» - в прочном нашлемнике с прикрепленной звездой).

Построение (formation). В построении участвуют максимум 10 роллерш – по пяти от каждой команды. Две центровые располагаются впереди, за ними шесть защитниц (далее по тексту – блокировщиц), а за ними две вышибалы, находящиеся на 3 метра позади группы блокировщиц. Центровые не могут находиться далее, чем на 7 метров впереди блокировщиц, которые, в свою очередь, не могут отставать от основной группы (пака) более, чем на 7 метров. Если участницы удаляются с трека за нарушения, на поле может оказаться меньше 10 роллерш.

Пак (pack). Пак состоит из центровых и блокировщиц обеих команд – максимум 8 роллерш, которые катятся по кругу в постоянном темпе.

Отсчет времени (period clock). Длинный одиночный свисток означает сигнал к началу 20-минутного периода. Часы не останавливают в периоды между «давками» (далее по тексту – джемами). По окончании джема, каждая команда имеет 30 секунд для нового построения. Четырехкратный свисток сигнализирует об окончании периода.

Джем (jam). Каждый период состоит из джемов, длящихся не более 2 минут. Перед тем как джем начнется, пак и вышибалы должны находиться в исходных позициях. По длинному одиночному свистку команды начинают джем. Джем заканчивается по сигналу судьи или лидирующей вышибалы – по истечении двух минут или по окончании периода. Трехкратный свисток извещает об окончании джема. Количество джемов в периоде не лимитируется.

Позиции игроков


Центровая (pivot). Каждая команда может иметь одну центровую на треке. Центровая, отличающаяся полосатым шлемом, начинает движение впереди пака. Центровые определяют темп движения пака и не могут опережать группу более, чем на 7 метров. Центровая может принять на себя функции вышибалы в любое время джема, после того, как определилась лидирующая вышибала. Чтобы обозначить передачу полномочий вышибала открепляет от шлема звездочку и передает ее центровой. Если это произошло, вышибала принимает на себя функции центровой до окончания джема. Центровая не имеет права останавливать джем, независимо от того, завоевала ли вышибала ее команды лидирующую позицию.

Блокировщица (blocker). Максимум по три блокировщицы от каждой команды одновременно допускаются на трек. Блокировщицы начинают забег, находясь позади центровых и впереди вышибал. Блокировщицы не имеют нашлемников. Они определяют положение пака и не должны при падении отставать более, чем на 7 метров от задней части пака, в противном случае, начисляются штрафные очки. Блокировщицы играют роль защитников.

Вышибала (jammer). От каждой команды выступает по одной вышибале. Исходная позиция вышибалы – на 3 метра позади пака. Вышибала отличается прочным нашлемником со съемной звездой справа. Вышибалы (и никто другой) приносят команде очки. Вышибалы начинают забег позже остальных, по двойному свистку судьи, когда пак удалилась по крайней мере на 7 метров от них. Вышибалы мчатся по треку, стараясь проскочить сквозь пак и достичь лидирующей позиции. Вышибалы продолжают движение по треку и зарабатывают для своих команд очки за каждого пройденного игрока команды соперников. Вышибала может поменяться позицией с центровой в любое время, после того как установлена лидирующая вышибала. Вышибала передает полномочия, открепляя звезду с нашлемника и передавая ее центровой. Бывшая центровая прикрепляет звезду и состязается уже как вышибала против вышибалы противоположной команды.

Лидирующая вышибала (lead jammer). Лидирующей вышибалой становится та, которая сумела первой пройти сквозь пак (первенство определяется по положению груди), пройдя всех блокировщиц соперников и их центровую, и оставаясь в границах трека – чтобы стать лидером, вышибале нельзя касаться пола вне границ трека, когда она обходит противниц.
Для того, чтобы стать лидирующей вышибалой, она не должна получить штрафных очков, проходя игроков противника во врема первого прохода пака.
Если вышибалу вытолкнули за границы трека, она имеет право возвратиться на трек в том же месте, где она его покинула, стараясь пройти тех игроков противника, которых она еще не прошла. Если первая вышибала прошла через пак, выйдя за пределы трека (внутри или снаружи), она уже не может стать лидирующей вышибалой. В этом случае, вторая вышибала, прошедшая всех блокировщиц и центровую, становится лидирующей вышибалой. Когда установлена лидирующая вышибала, судья немедленно объявляет об этом. В этом случае, судья рассматривает ее как лидирующую вышибалу в течение всего джема. Лидирующая вышибала имеет право остановить джем в любой момент, после того, как ее позиция как лидера определена. Для того, чтобы продемонстрировать желание окончить джем, лидирующая вышибала упирает обе руки в свои бедра и держит их в этом положении до тех пор, пока судья не даст сигнал к окончанию джема. Другие игроки рассматривают джем неоконченным, пока судья не даст своего сигнала. Если лидирующая вышибала передала свои полномочия центровой, ни одна из вышибал уже не обладает привилегией останавливать джем.

Ход игры


Перед джемом (prejam). Чтобы джем начался, пак и вышибалы должны находиться в правильных исходных позициях. У каждой команды есть 30 секунд, чтобы принять стартовую позицию, которая представляет собой двух центровых, располагающихся перед паком, четырех блокировщиц за ними и еще двух – позади. Две вышибалы располагаются позади всех.

Джем (jam). Одинарный длинный свисток судьи возвещает о начале джема. В этот момент пак начинает движение по треку из исходного положения. Если в момент начала джема одна из команд играет не в полном составе из-за удаления, команда остается в таком составе до конца джема. Никто не допускается на трек после свистка к началу.
Когда начавший движение пак оказывается по крайней мере на расстоянии 7 метров от вышибал, раздается двойной свисток судьи, и начинают движение вышибалы. Каждая из вышибал старается первой пройти пак, чтобы стать лидирующей вышибалой. Когда положение лидирующей вышибалы определяестя, судья указывает на нее и она остается в этом положении до конца джема.
После первоначального прохода пака у вышибал есть максимум две минуты (за вычетом уже прошедшего с начала джема времени), чтобы пройти еще один круг, догнать пак сзади и пройти игроков противной команды, чтобы заработать очки. Вышибала получает одно очко за прохождение каждой блокиривщицы команды соперниц. Очко не начисляестя, если вышибала вышла коньком за пределы трека в момент прохода соперницы. Если блокировщица или центровая нарушают правила при атаке вышибалы, той присуждается очко, которое она пыталась в этот момент заработать. Если вышибала нарушает правила в борьбе с блокировщицей или центровой соперницей, очко ей не начисляется.
В принципе, вышибала может заработать более 4 очков при одном проходе пака, если она обгоняет соперницу, которая нападает на нее более одного раза в течение одного прохода через пак. Вышибала может пробиться через пак столько раз, сколько сумеет за отведенное на джем время.

Окончание джема (end of jam). Тройной свисток возвещает об окончании джема по любой из следующих причин:
- Истекли установленные 2 минуты для джема;
- Истекло время схватки (это может произойти в середине джема);
- Лидирующая вышибала сигнализирует об окончании джема;
- Остановка игры по решению судьи – в случае серьезного нарушения, драки, травмы или другого экстренного происшествия;
- У какой-то из участниц случилась серьезная техническая неисправность с роликами, например, поломка колесика.

Детали игры


Блокировка (blocking).
1. Роллерша может блокировать свою соперницу в любой позиции, используя любую часть тела ниже плеч и атаковать переднюю часть тела соперницы между плечами, включая сами плечи и бедра, за следующими исключениями:
- Запрещено использовать руки (захватывать, удерживать или использовать предплечья (с неприжатыми локтями);
- Запрещается использовать ноги (блокировка ногами и преднамеренные подножнки);
- Запрещено блокировать выше плеч и ниже бедер;
- Запрещается использовать локти при любом движении руки.

2. При использовании «стенки» (двойной или тройной блок) роллерши не имеют права захватывать руки.

3. Участница, выбитая или выехавшая за пределы трека, должна иметь возможность вернуться до того, как к ней применят блокировку:
- Она не имеет права преднамеренно блокировать соперницу, находясь за пределами трека;
- Она не имеет права выполнять «захват в полете» на обратном пути на трек. Иными словами, блокировка может применяться только в пределах трека, участница не может налетать на соперницу и блокировать ее, влетая на трек из-за его пределов.

4. Блокировщицы и центровые не могут участвовать в активной игре (блокировка, помощь), находясь от пака далее, чем 7 метров. Если кто-то из блокировщиц или центровых находится за этими пределами, они считаются «мертвыми» игроками.

Штрафные санкции (penalties). Игрокам начисляется штрафное очко за любое из следующих нарушений:
- Отсутствие метки на шлеме, идентифицирующей игрока;
- Участие в драке с другим игроком в любое время в течение схватки (Если возникает драка, ее инициаторша, использовавшая незаконную блокировку (например, блокировала сзади или дернула соперницу вниз) может быть удалена с трека, в то время как все остальным участницам драки начисляют штрафные очки);
- Участие в игре в положении на 7 метров впереди пака;

Помимо штрафного очка, нарушительница удаляется с трека до конца джема в случае следующих нарушений:
• Любая блокировка не по правилам, например:
1. Использование рук (захваты, удержания, дерганье или использование вытянутой руки).
2. Неправильно использование ног (блокировла с помощью ног, преднамеренные подножки).
3. Блокировка сзади.
4. Приложение блокировки выше плеч и ниже бедер соперницы.
5. Использование локтей при любом качающемся движении руки.
6. Выход на трек после того, как джем уже начался.
• Нарушительница удаляется с трека до конца периода в случая следующих нарушений:
1. Серьезная физическая грубость к сопернице (определяемое судьей);
2. Серьезная физическая грубость по отношению к судье.

Когда роллерша удаляется с трека в середине джема, судья словестно предлагает ей удалиться в специальный штрафной бокс. Судья может дать короткий свисток, чтобы привлечь внимание игрока. Если она не слышит и не реагирует на сигнал судьи и не покидает трек до конца джема, она будет сидеть на скамейке штрафников и весь следующий джем. Если она отказывается покинуть трек более, чем один раз в течение схватки, судья может удалить ее с трека до конца периода. Если кто-то из игроков находится в штрафном боксе, ее команда играет в меньшинстве. Команда не имеет права заменить удаленного игрока запасным. Если кого-то удалили до конца периода, ее команда играет в меньшинстве до конца джема, а в следующем джеме вместо нее может выйти запасная.
Если одна из команд находится в меньшинстве, вышибала противоположной команды получает полные четыре очка за прохождение всего пака противниц, если все оставшиеся игроки пройдены по правилам.
Участница, набравшая к концу второго периода наибольшее количество штрафных очков, обязана крутить штрафное колесо.

Разное


- В течение всех активных периодов игры участницы обязаны носить защитные шлемы, локтевые, коленные протекторы и повязки на запястьях.
- Соответствующая идентификация позиции игрока должна быть нанесена на шлемы, в противном случае накладываются штрафные санкции;
- Ношение зубных протекторов и других защитных приспособлений – по желанию игроков;
- Роллерша не имеет права во время джема выходить роликом за пределы трека, чтобы улучшить свою позитцию. За это нарушительница получает щтрафные очки;
- Если вышибала обгоняет вышибалу команды пртивниц, ей присуждается дополнительное очко;
- Если у какой-то роллерши неисправны ролики, джем не может продолжаться. Судья должен остановить его;
- Все роллерши должны двигаться по кругу против часовой стрелки;
- Замена игроков производится только в перерывах между джемами;
- У каждой команды есть капитанша. Только она имет право обсуждать с судьей вопросы, связанные с игрой и с правилами. Если капитан команды отсутствует, ей назначается временная замена. Игроки, которые хотят оспорить то или иное решение судьи или начисление штрафных очков, должны собщить свои соображения капитану. Она уже может передать их судье.

Дополнительный перерыв (time out). Каждая команда имеет право получить 60-секундный дополнительный перерыв в течение каждого периода. Дополнительный перерыв может быть затребован в перерыве между джемами. Только капитан может затребовать дополнительный перерыв.

Дополнительное время (overtime). Возможен ничейный результат схватки. Если по окончании трех периодов схватки счет оказался ничейным, назначается дополнительное время. Перед дополнительным временем командам дается одна минута на подготовку. Команды участвуют в еще одном двухминутном джеме, если лидирующая вышибала не остановит его.

Официальные правила роллер-дерби: http://wftda.com/rules
   
Рейтинг@Mail.ru