
Есть несколько версий о происхождении капоэйры. Первые упоминания о ней относятся к началу 16 века и связаны с беглыми рабами из Африки и Южно-Американскими индейцами. Племена, обитающие на территории Мозамбика и Сенегала, до сих пор практикуют боевые танцы напоминающие капоэйру. Известно, что рабы маскировали искусство боя под танец, чтобы их хозяева не могли догадаться, что идет тренировка. Отсюда и оружие, применяющееся в капоэйра, нож или бритва, зажатые между пальцами рук иди ног.
Известно об исторической личности Зумби, неразрывно связанной с развитием капоэйро. Он жил в XVII веке, боролся с рабством и был Бразильским аналогом Емельяна Пугачева. В конце 19-го века жил мастер рукопашного боя Бизауро-де-Ойро - еще одна легенда капоэйры. Считалось, что он в одиночку мог избить целый отряд полиции и что он "ушел из круга" (умер) непобежденным.
Самые известными мастерами капоэйра, благодаря которым и существует современное капоэйра, были Мануэль душ Реиш Мачаду (Бимба) и Местре Висенте Ферейра Паштинья. Сначала Бимба, а затем и Паштинья в первой половине 20-века создали 2 разных стиля капоэйра, соответственно "режионал" и "ангола". Медленная игра и работа на нижнем и среднем уровнях - это стиль капоэйра Ангола. Акробатические трюки, быстрый ритм и работа вверху - это стиль капоэйра Режионал. Мастера говорят, где кончается один стиль - начинается другой.
Существует спортивное капоэйра, по которому проводятся соревнования, и боевое капоэйра, профессионалы которого учавствуют в боях без правил. Ранги в капоэйра определяют по цвету пояса:
- зеленый и зеленый с желтой полосой - новички (алуну)
- желтый и желтый с синей полосой - инструкторы (монитору)
- синий и синий с белой полосой - старшие инструкторы (профессора)
- белый - мастера (мейстре) - это высший ранг
Обычный костюм - белые хлопчатобумажные брюки и белая майка с эмблемой школы. Школы, не входящие в состав Федерации, отличаются "фамильными" приемами и своей расцветкой поясов.
Сейчас капоэйра культивируется более чем в 60 странах мира, в том числе в странах СНГ. В России капоэйра начала развиваться в середине 1990-х годов. В конце 1990-х годов в России прошли несколько научно-практических конференций с участием иностранных мастеров капоэйры, в том числе из Бразилии. Сегодня школы капоэйры существуют в Москве (Клуб ИНБИ и «Группа Аше КАПОЭЙРА»), Санкт-Петербурге, Орле, Н.Новгороде, Уфе, Брянске. В 2000 была образована Межрегиональная ассоциация капоэйры.
Движения и удары. В капоэйре нет статических стоек. Её основа - жинга (порт. ginga). Жинга - это непрерывное движение, игрок постоянно передвигается, готовый уйти от удара или провести удар самому.
• Основные стойки и перемещения:
- Жинга (порт. Ginga).
- Негачива (порт. Negativa).
- Эшкива (порт. Esquiva).
- Кокоринья (порт. Cocorinha).
- Холе (порт. Role).
• Стойки и перемещения на руках:
- Ау аберту (порт. Au aberto).
- Ау фешаду (порт. Au fechado).
- Ау добраду (порт. Au dobrãdo).
- Ау агулья (порт. Au agulha).
- Бананейра (порт. Bananeira).
- Бику ди папагайу (порт. Bico de papagaio).
- Макаку (порт. Macaco).
• Атаки:
- Кабесада (порт. Cabeçada).
- Понтейра (порт. Ponteira).
- Кейшада (порт. Queixada).
- Движение «Ау» в интерпретации Капоэйры Режиональ.
- Армада (порт. Armada).
- Мейа-луа ди френчи (порт. Meia-lua de frente).
- Мейа-луа ди компассу (порт. Meia-lua de compasso).
- Бенсау (порт. Benção).
- Мартелу (порт. Martelo).
- Шапа (порт. Chapa).
- Вингачива (порт. Vingativa).
- Тезора (порт. Tesoura).
- Круз (порт. Cruz).
Названия движений в разных школах различаются, приведённые выше термины характерны для определённых школ направлений Режионал и Капоэйра Контемпоранеа. Под теми же названиями в других школах могут подразумеваться несколько другие движения.