Вид боевого искусства, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры, и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Капоэйра (порт. Capoeira, более точная транслитерация с португальского - капуэйра) развивалось не испытывая влияния других боевых искусств. Основой капоэйры является техника ног, при очень точных перемещениях. Присутствует очень много акробатических трюков, нырков, уходов, частая смена позиции, полная непредсказуемость атаки. Капоэйра требует от своих приверженцев хорошей физической подготовки, гибкости, акробатических навыков. Это не только вид спорта, но и часть Бразильской уличной культуры. Тренировки проходят под национальную музыку. Танец - бой.
Есть несколько версий о происхождении капоэйры. Первые упоминания о ней относятся к началу 16 века и связаны с беглыми рабами из Африки и Южно-Американскими индейцами. Племена, обитающие на территории Мозамбика и Сенегала, до сих пор практикуют боевые танцы напоминающие капоэйру. Известно, что рабы маскировали искусство боя под танец, чтобы их хозяева не могли догадаться, что идет тренировка. Отсюда и оружие, применяющееся в капоэйра, нож или бритва, зажатые между пальцами рук иди ног.
Известно об исторической личности Зумби, неразрывно связанной с развитием капоэйро. Он жил в XVII веке, боролся с рабством и был Бразильским аналогом Емельяна Пугачева. В конце 19-го века жил мастер рукопашного боя Бизауро-де-Ойро - еще одна легенда капоэйры. Считалось, что он в одиночку мог избить целый отряд полиции и что он "ушел из круга" (умер) непобежденным.
Самые известными мастерами капоэйра, благодаря которым и существует современное капоэйра, были Мануэль душ Реиш Мачаду (Бимба) и Местре Висенте Ферейра Паштинья. Сначала Бимба, а затем и Паштинья в первой половине 20-века создали 2 разных стиля капоэйра, соответственно "режионал" и "ангола". Медленная игра и работа на нижнем и среднем уровнях - это стиль капоэйра Ангола. Акробатические трюки, быстрый ритм и работа вверху - это стиль капоэйра Режионал. Мастера говорят, где кончается один стиль - начинается другой.
Существует спортивное капоэйра, по которому проводятся соревнования, и боевое капоэйра, профессионалы которого учавствуют в боях без правил. Ранги в капоэйра определяют по цвету пояса:
- зеленый и зеленый с желтой полосой - новички (алуну)
- желтый и желтый с синей полосой - инструкторы (монитору)
- синий и синий с белой полосой - старшие инструкторы (профессора)
- белый - мастера (мейстре) - это высший ранг
Обычный костюм - белые хлопчатобумажные брюки и белая майка с эмблемой школы. Школы, не входящие в состав Федерации, отличаются "фамильными" приемами и своей расцветкой поясов.
Сейчас капоэйра культивируется более чем в 60 странах мира, в том числе в странах СНГ. В России капоэйра начала развиваться в середине 1990-х годов. В конце 1990-х годов в России прошли несколько научно-практических конференций с участием иностранных мастеров капоэйры, в том числе из Бразилии. Сегодня школы капоэйры существуют в Москве (Клуб ИНБИ и «Группа Аше КАПОЭЙРА»), Санкт-Петербурге, Орле, Н.Новгороде, Уфе, Брянске. В 2000 была образована Межрегиональная ассоциация капоэйры.
Движения и удары. В капоэйре нет статических стоек. Её основа - жинга (порт. ginga). Жинга - это непрерывное движение, игрок постоянно передвигается, готовый уйти от удара или провести удар самому.
• Основные стойки и перемещения:
- Жинга (порт. Ginga).
- Негачива (порт. Negativa).
- Эшкива (порт. Esquiva).
- Кокоринья (порт. Cocorinha).
- Холе (порт. Role).
• Стойки и перемещения на руках:
- Ау аберту (порт. Au aberto).
- Ау фешаду (порт. Au fechado).
- Ау добраду (порт. Au dobrãdo).
- Ау агулья (порт. Au agulha).
- Бананейра (порт. Bananeira).
- Бику ди папагайу (порт. Bico de papagaio).
- Макаку (порт. Macaco).
• Атаки:
- Кабесада (порт. Cabeçada).
- Понтейра (порт. Ponteira).
- Кейшада (порт. Queixada).
- Движение «Ау» в интерпретации Капоэйры Режиональ.
- Армада (порт. Armada).
- Мейа-луа ди френчи (порт. Meia-lua de frente).
- Мейа-луа ди компассу (порт. Meia-lua de compasso).
- Бенсау (порт. Benção).
- Мартелу (порт. Martelo).
- Шапа (порт. Chapa).
- Вингачива (порт. Vingativa).
- Тезора (порт. Tesoura).
- Круз (порт. Cruz).
Названия движений в разных школах различаются, приведённые выше термины характерны для определённых школ направлений Режионал и Капоэйра Контемпоранеа. Под теми же названиями в других школах могут подразумеваться несколько другие движения.
Есть несколько версий о происхождении капоэйры. Первые упоминания о ней относятся к началу 16 века и связаны с беглыми рабами из Африки и Южно-Американскими индейцами. Племена, обитающие на территории Мозамбика и Сенегала, до сих пор практикуют боевые танцы напоминающие капоэйру. Известно, что рабы маскировали искусство боя под танец, чтобы их хозяева не могли догадаться, что идет тренировка. Отсюда и оружие, применяющееся в капоэйра, нож или бритва, зажатые между пальцами рук иди ног.
Известно об исторической личности Зумби, неразрывно связанной с развитием капоэйро. Он жил в XVII веке, боролся с рабством и был Бразильским аналогом Емельяна Пугачева. В конце 19-го века жил мастер рукопашного боя Бизауро-де-Ойро - еще одна легенда капоэйры. Считалось, что он в одиночку мог избить целый отряд полиции и что он "ушел из круга" (умер) непобежденным.
Самые известными мастерами капоэйра, благодаря которым и существует современное капоэйра, были Мануэль душ Реиш Мачаду (Бимба) и Местре Висенте Ферейра Паштинья. Сначала Бимба, а затем и Паштинья в первой половине 20-века создали 2 разных стиля капоэйра, соответственно "режионал" и "ангола". Медленная игра и работа на нижнем и среднем уровнях - это стиль капоэйра Ангола. Акробатические трюки, быстрый ритм и работа вверху - это стиль капоэйра Режионал. Мастера говорят, где кончается один стиль - начинается другой.
Существует спортивное капоэйра, по которому проводятся соревнования, и боевое капоэйра, профессионалы которого учавствуют в боях без правил. Ранги в капоэйра определяют по цвету пояса:
- зеленый и зеленый с желтой полосой - новички (алуну)
- желтый и желтый с синей полосой - инструкторы (монитору)
- синий и синий с белой полосой - старшие инструкторы (профессора)
- белый - мастера (мейстре) - это высший ранг
Обычный костюм - белые хлопчатобумажные брюки и белая майка с эмблемой школы. Школы, не входящие в состав Федерации, отличаются "фамильными" приемами и своей расцветкой поясов.
Сейчас капоэйра культивируется более чем в 60 странах мира, в том числе в странах СНГ. В России капоэйра начала развиваться в середине 1990-х годов. В конце 1990-х годов в России прошли несколько научно-практических конференций с участием иностранных мастеров капоэйры, в том числе из Бразилии. Сегодня школы капоэйры существуют в Москве (Клуб ИНБИ и «Группа Аше КАПОЭЙРА»), Санкт-Петербурге, Орле, Н.Новгороде, Уфе, Брянске. В 2000 была образована Межрегиональная ассоциация капоэйры.
Движения и удары. В капоэйре нет статических стоек. Её основа - жинга (порт. ginga). Жинга - это непрерывное движение, игрок постоянно передвигается, готовый уйти от удара или провести удар самому.
• Основные стойки и перемещения:
- Жинга (порт. Ginga).
- Негачива (порт. Negativa).
- Эшкива (порт. Esquiva).
- Кокоринья (порт. Cocorinha).
- Холе (порт. Role).
• Стойки и перемещения на руках:
- Ау аберту (порт. Au aberto).
- Ау фешаду (порт. Au fechado).
- Ау добраду (порт. Au dobrãdo).
- Ау агулья (порт. Au agulha).
- Бананейра (порт. Bananeira).
- Бику ди папагайу (порт. Bico de papagaio).
- Макаку (порт. Macaco).
• Атаки:
- Кабесада (порт. Cabeçada).
- Понтейра (порт. Ponteira).
- Кейшада (порт. Queixada).
- Движение «Ау» в интерпретации Капоэйры Режиональ.
- Армада (порт. Armada).
- Мейа-луа ди френчи (порт. Meia-lua de frente).
- Мейа-луа ди компассу (порт. Meia-lua de compasso).
- Бенсау (порт. Benção).
- Мартелу (порт. Martelo).
- Шапа (порт. Chapa).
- Вингачива (порт. Vingativa).
- Тезора (порт. Tesoura).
- Круз (порт. Cruz).
Названия движений в разных школах различаются, приведённые выше термины характерны для определённых школ направлений Режионал и Капоэйра Контемпоранеа. Под теми же названиями в других школах могут подразумеваться несколько другие движения.