Горный велосипед, предназначенный для катания вне дорог, и вследствие этого, имеющий особую конструкцию, отличную от шоссейного, городского, трекового и дорожного велосипедов. Характерные признаки горного велосипеда: упрочнённая трапециевидная низкая рама, часто с амортизационной задней подвеской, почти всегда - с амортизационной вилкой, поднятая каретка для увеличения клиренса в уровень со втулками, толстые покрышки с выпуклым, зацепистым протектором, прочные колёса. При этом цепная передача оборудована переключателем скоростей обеспечивающим даже пониженную передачу, что облегчает подъём. Руль вынесен вперёд относительно рулевой стойки на 10-12 см. Несмотря на различные усовершенствования конструкции, масса горного велосипеда держится около 10—15 кг (хотя масса отдельных велосипедов для даунхилла может превышать 20 кг), что стало возможным с применением лёгких материалов (сплавы алюминия, титана, полимеры и карбон) и наукоёмких технологий. Вместо ободных тормозов часто применяются дисковые тормоза с обычным приводом через трос, или с гидравлическим приводом.
Впервые маунтинбайк (mountain-bike) появился на Олимпиаде в Атланте в 1996 году. К тому моменту этому виду спорта исполнилось примерно сорок лет, если принимать за дату его рождения первую попытку обычного студента университета покорить холмы на велосипеде. Если же считать отправной точкой первое массовое соревнование неподалеку от Сан-Франциско, то в момент дебюта на Олимпиаде маунтинбайку было всего двадцать лет!
Члены клуба Velo Club Mount Tamalpais добились признания маунтинбайка официальным видом спорта. Они же изобрели "даунхилл" - гонку скоростного спуска, которая регулярно проводилась с 1976 по 1979 годы на другой стороне знаменитого Golden Gate Bridge (Мост Золотые Ворота), неподалеку от Сан-Франциско. Очень скоро на эти гонки стали прибывать спортсмены из весьма далеких точек планеты, а еще спустя какое-то время средства массовой информации также проявили интерес к маунтинбайку. Долгое время маунтинбайк так и оставался распространенным лишь в этих краях, но к 1990 году он превратился в профессиональный вид спорта и был официально признан Всемирной Организацией Велоспорта.
К сожалению, наши спортсмены пока не достигли олимпийских высот в этом виде спорта. Самая знаменитая чемпионка по маунтибайку - итальянка Паола Пеццо, дважды (в 2000 и 2004 годах) выигравшая олимпийское золото.
В Олимпийских играх мужчины соревнуются на дистанции 40-50 км (6-7 кругов), женщины 30-40 км (5-6 кругов). Количество кругов зависит от примерного общего времени прохождения трассы. У мужчин оно должно быть в пределах 2 часа 15 мин, у женщин — 2 часа.
Гонка начинается с массового старта. После выстрела стартового пистолета гонщики проезжают крут 1,8 км и возвращаются к линии старта (финиша). Затем уходят на основной маршрут и проходят обусловленное количество кругов. Гонщик, первьпл пересекший линию финиша, становится победителем. Во время гонки велосипедисты не имеют права пользоваться посторонней помощью. Все участники должны сами решать проблемы, связанные с неисправностью их велосипедов и иметь при себе комплект запасных частей и принадлежностей. Получение помощи является нарушением, и за него следует дисквалификация.
Отталкивания, касания или перетаскивание велосипедов могут привести к пересмотру общего результата. Гонщик может закончить дистанцию, но потом ему сообщается сколько мест он потерял в окончательном распределении. Это находится в компетенции комиссара гонки. При этом учитывается характер нарушения, и как оно повлияло на результат. Создание помех другому гонщику может привести к дисквалификации.
В целях безопасности гонщикам можно менять очки и получать пищу и напитки в специально отведенных для этого зонах на протяжении всей трассы.
Впервые маунтинбайк (mountain-bike) появился на Олимпиаде в Атланте в 1996 году. К тому моменту этому виду спорта исполнилось примерно сорок лет, если принимать за дату его рождения первую попытку обычного студента университета покорить холмы на велосипеде. Если же считать отправной точкой первое массовое соревнование неподалеку от Сан-Франциско, то в момент дебюта на Олимпиаде маунтинбайку было всего двадцать лет!
Члены клуба Velo Club Mount Tamalpais добились признания маунтинбайка официальным видом спорта. Они же изобрели "даунхилл" - гонку скоростного спуска, которая регулярно проводилась с 1976 по 1979 годы на другой стороне знаменитого Golden Gate Bridge (Мост Золотые Ворота), неподалеку от Сан-Франциско. Очень скоро на эти гонки стали прибывать спортсмены из весьма далеких точек планеты, а еще спустя какое-то время средства массовой информации также проявили интерес к маунтинбайку. Долгое время маунтинбайк так и оставался распространенным лишь в этих краях, но к 1990 году он превратился в профессиональный вид спорта и был официально признан Всемирной Организацией Велоспорта.
К сожалению, наши спортсмены пока не достигли олимпийских высот в этом виде спорта. Самая знаменитая чемпионка по маунтибайку - итальянка Паола Пеццо, дважды (в 2000 и 2004 годах) выигравшая олимпийское золото.
В Олимпийских играх мужчины соревнуются на дистанции 40-50 км (6-7 кругов), женщины 30-40 км (5-6 кругов). Количество кругов зависит от примерного общего времени прохождения трассы. У мужчин оно должно быть в пределах 2 часа 15 мин, у женщин — 2 часа.
Гонка начинается с массового старта. После выстрела стартового пистолета гонщики проезжают крут 1,8 км и возвращаются к линии старта (финиша). Затем уходят на основной маршрут и проходят обусловленное количество кругов. Гонщик, первьпл пересекший линию финиша, становится победителем. Во время гонки велосипедисты не имеют права пользоваться посторонней помощью. Все участники должны сами решать проблемы, связанные с неисправностью их велосипедов и иметь при себе комплект запасных частей и принадлежностей. Получение помощи является нарушением, и за него следует дисквалификация.
Отталкивания, касания или перетаскивание велосипедов могут привести к пересмотру общего результата. Гонщик может закончить дистанцию, но потом ему сообщается сколько мест он потерял в окончательном распределении. Это находится в компетенции комиссара гонки. При этом учитывается характер нарушения, и как оно повлияло на результат. Создание помех другому гонщику может привести к дисквалификации.
В целях безопасности гонщикам можно менять очки и получать пищу и напитки в специально отведенных для этого зонах на протяжении всей трассы.