ГАПОУ НСО «Новосибирское училище (колледж) олимпийского резерва»
Вход и регистрация Версия для слабовидящих

Информация  

Новый 2024 год

Новосибирь

Министерство ФКиС НСО
Департамент физической культуры и спорта Новосибирской области

Министерство спорта Российской Федерации
Министерство спорта Российской Федерации

Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России)
Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России)

 
   
Дельтапланерный спортДельтапланеризм, разновидность авиационного спорта с использованием дельтапланов - сверхлёгких планёров, взлёт и посадка которых осуществляются при помощи ног планериста. Различают 2 типа дельтапланов: с балансированным и с аэродинамическим (комбинированным) управлением. Международная комиссия по дельтапланеризму (SIVL), основана в 1976 году, входит в ФАИ (см. Планёрный спорт). Чемпионаты мира и Европы с 1977 (поочерёдно).

Дельтапланерный спорт является одним из самых новых видов спорта, его история насчитывает лишь несколько лет. У разных народов появились различные названия необычных летательных аппаратов, похожих на греческую букву А (дельта) и... летучих мышей. Особенно распространились определения: летать на змее. Однако такое выражение может сбить с толку. Форма первых «змеев», на которых летали люди, действительно была похожа на знакомую всем с детства игрушку, которую запускают с помощью веревки. Одна ко такую игрушку веревка всегда связывает с землей, а наш змей превращается в летательный аппарат именно тогда, когда его связь с землей прерывается и он начинает планировать. С этой точки зрения выражение «планирующий полет» более точное, а сам аппарат можно назвать планирующим крылом. В авиации безмоторные летательные аппараты называют планерами.

«Повторное изобретение» планера произошло в 70-х гг., когда появился дельтаплан. Его гибкое крыло коренным образом отличается от планера классической схемы и является совершенно новой конструкцией. Так возник новый вид спорта - дельтапланеризм, который заимствовал от планеризма технику использования восходящих потоков воздуха: парения в динамических и термических потоках. Планеристы примерно за пятьдесят лет дошли до практики скоростных дальних полетов, т. е. до полетов «быстрее, дальше, выше».

Бурное и динамическое развитие дельтапланеризма произошло не только благодаря планерному спорту. Материалы, необходимые для строительства дельтапланов (синтетическую ткань, высокопрочные алюминиевые трубы, тросы), современная промышленность выпускает в большом количестве и сравнительно дешевыми. Именно эти обстоятельства, а также желание рационально использовать свободное время создали условия для возникновения нового вида спорта. Неудивительно поэтому, что дельтапланеризм в наши дни стал массовым спортивным движением: число людей, занимавшихся этим спортом в 1976 г., достигало 200 тыс. человек.

Дельтапланы появились во второй половине 60-х годов, и прототипом для их создания послужило крыло Рогалло, получившее патент в 1949 г. Однако способы управления им были похожи на те, которые применялись в начале века. Качественное развитие дельтаплан первого поколения получил только после изобретения подвесной системы и трапеции управления, которые сегодня являются общепринятыми элементами дельтапланов. По сравнению с параллельным балочным управляющим устройством подвесная система позволяет пилоту перемещать свое тело в больших пределах. Одновременно с увеличением эффективности управления уменьшается усилие, требуемое от пилота при управлении. Таким образом были проведены первые полеты, продолжавшиеся больше часа, над дюнами калифорнийского побережья в 1971 г. Качество крыла дельтапланов первого поколения редко было больше четырех, а скорость снижения составляла около 2,5—3 м/с. Поэтому можно было проводить только полеты на время; полеты на высоту или на дальность производить было практически невозможно.

Однако дельтапланеризм развивался настолько стремительно, что такая классификация и упражнения на соревнованиях вскоре уже не отвечали возросшему уровню. О дельтапланах первого поколения создалось единодушное мнение: летные характеристики крайне низки, а устойчивость — сомнительная, поэтому дельтапланы этого класса подлежат совершенствованию или ликвидации. Выполнение полетов на точность приземления тем легче, чем примитивнее дельтаплан, поэтому и получилось так, что в третьем классе «Рогалло» одержали победу над «жесткими крыльями». Полеты на время показали, что дельтапланы второго поколения по своим показателям не уступают жестким крыльям. Конечно, многое зависело и от везения. Те, кто стартовал в солнечную погоду, могли продержаться в воздухе даже 10—20 мин, а те, кому не повезло с солнцем, «съедали» 600-метровую высоту от старта до приземления за 5—6 мин. Перед ФАИ встала трудная задача. Необходимо было привести правила соревнований в соответствие с основными целями полетов на дельтапланах (полета на дальность, высоту), которые приобретали все большее значение, и разработать виды состязаний, в большей степени выявляющие мастерство дельтапланеристов. Образцом для этого послужили технические состязания, распространенные в странах с развитым планеризмом.

Со времени возникновения дельтапланеризма с 1974 года многим тысячам его поклонников казалось, что ничего более простого и доступного для настоящего полета придумать уже нельзя. Но люди жили в этой уверенности совсем недолго. Появилась новая, потрясающая штука – параплан.

С чего же все началось? История дельтапланеризма.

Первый дельтаплан был придуман великим Леонардо да Винчи, который подробно исследовал полёт птиц и уже 500 лет назад подарил миру эскиз летательной машины. К сожалению, осуществить замысел гений Возрождения не смог за неимением легких материалов, было только дерево и домотканый холст.

Уже в современности Анджело Д’Арриго, знаменитый чемпион по свободному полёту, воссоздал летательный аппарат по чертежам Да Винчи из сверхлёгких материалов и убедился – все рассчёты были верными, аппарат мог летать. Первенцем среди дельтапланов был аппарат, созданный в 70-м году XX-го века – и поэтому искусство и спорт дельтапланеризма считается молодым. Он представлял собой треугольник, состоящий из трёх труб и куска синтетической ткани, лёгкой, плотной и прочной. Пилот держался в специальной подвеске, взятой из парашюта, и находился в висячем положении около центра масс этого летательного аппарата.

Руками пилот держался за трапецию, которая в то время не являлась ещё рулём управления. Свойством первого дельтаплана было то, что управление и повороты совершались путём создания крена и повышения подъёмной силы пилотом дельтаплана, т.е. координированным поворотом. А посадка и взлёт на первом дельтаплане – впрочем как и на большинстве современных летательных аппаратах подобного типа – совершались на собственные ноги пилота. Несмотря на то, что дельтаплан по своей конструкции достаточно прост, он может развивать довольно большую скорость – до 150 км/ч, что может быть губительно для пилота. Однако этот летательный аппарат достаточно удобен и для полётов на малой скорости около 30 км/ч. В некоторых случаях при полёте на дельтаплане требуется захватить кислородное оборудование, поскольку высота полёта может составлять до 6 км, а дышать на такой высоте не только трудно, но и опасно. Главным достоинством дельтаплана является простота и неприхотливость конструкции, благодаря чему он является дешевым, прочным, мобильным и компактным летательным аппаратом, который легко перевозить с собой.

Его вес колеблется в пределах от двадцати до пятидесяти килограмм. Несмотря на то, что большинство дельтаплантов изготовлены для взлётов и посадок с собственных ног, есть и дельтапланы, оборудованные колёсными шасси, создающими дополнительные удобства пилотам. Как правило, к таким аппаратам прилагается двигатель, в результате чего образуется так называемый мотодельтаплан, который хоть и дороже и сложнее своих собратьев по спорту, но уж никак не дороже мопеда.

Зато мотодельтаплан практичнее и требует меньше места для взлёта и посадки. Что касается травматизма в сфере дельтапланеризма, то Вы наверняка удивитесь, узнав, что травм пилоты получают не больше, чем велосипедисты в своих заездах. Конечно же, трагические случаи бывают, но они скорее связаны с непрофессионализмом и халатностью, чем с реальным риском.

Первый дельтаплан был придуман великим Леонардо да Винчи, который подробно исследовал полёт птиц и уже 500 лет назад подарил миру эскиз летательной машины. К сожалению, осуществить замысел гений Возрождения не смог за неимением легких материалов, было только дерево и домотканый холст.

Уже в современности Анджело Д’Арриго, знаменитый чемпион по свободному полёту, воссоздал летательный аппарат по чертежам Да Винчи из сверхлёгких материалов и убедился – все рассчёты были верными, аппарат мог летать. Первенцем среди дельтапланов был аппарат, созданный в 70-м году XX-го века – и поэтому искусство и спорт дельтапланеризма считается молодым. Он представлял собой треугольник, состоящий из трёх труб и куска синтетической ткани, лёгкой, плотной и прочной. Пилот держался в специальной подвеске, взятой из парашюта, и находился в висячем положении около центра масс этого летательного аппарата.

Руками пилот держался за трапецию, которая в то время не являлась ещё рулём управления. Свойством первого дельтаплана было то, что управление и повороты совершались путём создания крена и повышения подъёмной силы пилотом дельтаплана, т.е. координированным поворотом. А посадка и взлёт на первом дельтаплане – впрочем как и на большинстве современных летательных аппаратах подобного типа – совершались на собственные ноги пилота. Несмотря на то, что дельтаплан по своей конструкции достаточно прост, он может развивать довольно большую скорость – до 150 км/ч, что может быть губительно для пилота. Однако этот летательный аппарат достаточно удобен и для полётов на малой скорости около 30 км/ч. В некоторых случаях при полёте на дельтаплане требуется захватить кислородное оборудование, поскольку высота полёта может составлять до 6 км, а дышать на такой высоте не только трудно, но и опасно. Главным достоинством дельтаплана является простота и неприхотливость конструкции, благодаря чему он является дешевым, прочным, мобильным и компактным летательным аппаратом, который легко перевозить с собой.

Его вес колеблется в пределах от двадцати до пятидесяти килограмм. Несмотря на то, что большинство дельтаплантов изготовлены для взлётов и посадок с собственных ног, есть и дельтапланы, оборудованные колёсными шасси, создающими дополнительные удобства пилотам. Как правило, к таким аппаратам прилагается двигатель, в результате чего образуется так называемый мотодельтаплан, который хоть и дороже и сложнее своих собратьев по спорту, но уж никак не дороже мопеда.

   
Рейтинг@Mail.ru